Предположим, вы закупаете товар на сумму 500 рублей и продаете с наценкой 30%, т.е. по цене 650 рублей. Ваш доход 150 рублей.
Рассмотрим 2 варианта: в первом варианте вы предоставляете скидку 10%, во втором варианте начисляете 10% бонусов и списываете их на последующие покупки до 50%.
В варианте со скидкой 10%:
Цена продажи составляет 585 рублей. Закупочная цена осталась прежней, и теперь ваш доход 95 рублей. Таким образом, предоставляя скидку в 10%, вы теряете 43% от своего дохода. При этом, никак не гарантируете, что получив скидку, клиент вернется за следующей покупкой. Не слишком радостно? Чтобы перекрыть потери, необходимо увеличить выручку минимум на 25% - не просто!
В варианте с начислением 10% бонусов:
1. Возможны следующие сценарии: в первую покупку клиент копит бонусы, во вторую - тратит, 3-4 покупки копит – тратит и т.д.
В сценарии в 1-ю покупку накопил, во 2-ю потратил легко посчитать, что расходы на бонусы в нашем примере составят 65 рублей, а сумма продажи - 1300 рублей (2 покупки по 650 рублей) – бонус 10% обернулся скидкой в 5%. Во время первой покупки происходит начисление бонусов, во время второй покупки списание.
В сценарии 3 покупки покупатель аптеки копит бонусы и на 4-ю тратит, ему будет начислено 3х65 бонусов=195 бонусов. Общая сумма покупок 4*650=2600 рублей. Итоговая скидка составит 195/2600=7,5%. Бонус 10% обернулся скидкой в 7,5%.
2. Обратите внимание, когда клиент тратит бонусы, он забирает у аптеки не «живые деньги» как в случае со скидкой, а товар стоимостью 100 рублей. Закупочная цена этого товара 77 рублей при наценке 30%. Таким образом, вы еще раз сэкономили на скидке - 23 рубля осталось в аптеке. Себестоимость бонусов снизилась на 23%, и ваша реальная скидка составила 5,8% (7,5% минус 23%).
3. Часть бонусов сгорают в связи с тем, что клиенты их не потратили. В первую очередь, аптеки не тратят бонусы на случайных покупателей. Как правило, сгорает около 20% бонусов. Таким образом, в нашем примере скидка снижается с 5,8% до 4,6%.
Вывод: запуск бонусной программы позволяет более чем в 2 раза сократить издержки на скидки.